Основные причины выхода из строя гидроцилиндров.
Гидроцилиндры являются агрегатами которые в процессе эксплуатации, на практике дают довольно большую часть отказов в работе гидравлических систем. В основном их отказы происходят из-за неправильной эксплуатации или пренебрежения к обслуживанию. Внешние повреждения и их последствия очевидны и могут быть обнаружены при ежедневных осмотрах машины (вмятины на корпусе, царапины, забоины на штоке, масляное истощение штока и т.д.). А вот внутренние утечки и нормальный износ требуют более тщательного внимания.
Основные причины неисправностей, возникающих в гидроцилиндрах
К
наиболее распространенным причинам появления неисправностей в гидроцилиндрах:
• Нарушение периодичности технического обслуживания гидросистем.
• Использование низкосортных гидравлических масел (зачастую смесей различных
масел.)
• Наличие механических примесей в маслах, вследствие чего происходит засорение
фильтров и жиклеров, зависание золотников и клапанов, нарушение целостности
уплотнительных элементов (манжет, колец, грязесъемников) гидроцилиндров, и в
итоге нарушение нормальной работы гидросистемы эксплуатируемой машины.
• Нарушение параметров установки в узлах и агрегатах, т.е. такие случаи, когда
в конструкции возникает эффект изгиба штока г/цилиндра.
• Нарушение правил эксплуатации (превышение грузоподъёмности, механические
повреждения и т.п.)
Последствия очевидны и неизбежны:
–
нарушение герметичности, за счёт интенсивного износа уплотнений;
– механические повреждения штоков, гильз, поршней - задиры, сколы, излом,
изгиб;
– износ посадочных мест подшипников, втулок в проушинах;
– нарушение целостности опорно-уплотнительных элементов.
Работоспособность
гидроцилиндра обычно снижается постепенно во времени, а износ может быть больше
20 %, когда это осознает работник, замечая замедленность и увеличение временных
циклов.
Основным способом оценки технического состояния гидросистемы является ее
тестирование, что в настоящее время из-за плохой оснащенности данным видом
оборудованием неприемлемо для наших эксплуатационников.
Поэтому вполне уместно в таких случаях воспользоваться рекомендациями старшего
учебного консультанта «Caterpillar» г-на Руди Урбано по определению внутренней
утечки через уплотнительные элементы поршня гидроцилиндра, суть которых
заключается в следующем: выдвинуть шток на максимальную длину рабочего хода и
ждать при работающей гидросистеме в течение трех минут, и если шток подвинется
более чем на 0,5 дюйма (примерно 15 мм), то значит, имеется внутренняя утечка
через уплотнительные элементы поршня.
Эксплуатация гидроцилиндра должна производиться в соответствии с
"Техническим описанием и инструкцией по эксплуатации" изделия, на
которое он устанавливается. Монтаж, демонтаж и эксплуатация гидроцилиндра на
изделии должны производиться персоналом, ознакомленным с "Техническим
описанием и инструкцией по эксплуатации" на машину и гидроцилиндр.
Общие требования при проведении монтажа и установки гидроцилиндров
• Разборку,
сборку гидроцилиндров и замену опорно-направляющих и уплотнительных элементов
производить согласно «Инструкции по обслуживанию и ремонту цилиндров
гидравлических».
• При монтаже и эксплуатации гидроцилиндров должны соблюдаться правила
безопасной работы, приведенные в ГОСТ 16028, ГОСТ 12.2.086, а также в
инструкции по эксплуатации машины.
• Перед установкой гидроцилиндра на машину необходимо не менее чем за 12 часов
его расконсервировать.
• При монтаже гидроцилиндра необходимо обеспечить соблюдение направления
действия усилия с осью штока на всем пути его движения, а также надежность
закрепления гидроцилиндра.
• При монтаже гидроцилиндров необходимо обеспечить жесткую фиксацию штока
(плунжера) относительно гильзы для предотвращения его самопроизвольного
выдвижения. Монтаж гидроцилиндров массой до 30 кг осуществляют вручную, свыше
30 кг - с применением подъемно-транспортных средств.
• Монтаж гидроцилиндра на изделие (машину) рекомендуется производить съемными
грузозахватными приспособлениями, например, грузовым текстильным ленточным
стропом типа СТП или СТК, необходимой грузоподъемности.
Схемы строповки
• При установке
гидроцилиндров на шарнирных подшипниках отклонение (неперпендикулярность) его
геометрической оси не должна превышать 2 град. в одном направлении. При смазке
шарнирных подшипников через опорный палец смазочные канавки на опорных пальцах
должны совпадать с отверстиями для смазки во внутреннем кольце подшипника. При
монтаже шарнирного подшипника в проушину разъем на его наружном кольце (паз)
должен устанавливаться перпендикулярно направлению действующей нагрузки.
Основные правила монтажа гидроцилиндров:
• Радиальные нагрузки на шток (плунжер) должны быть минимальными.
• Следует обеспечить соосность штока (плунжера) и соединяющегося с ним вала
ведомого механизма. Для проверки соосности устанавливают монтажные струны,
отвесы и другие приспособления. Непараллельность оси штока и направления
перемещения ведомых штоков узлов не должна превышать 0,1 мм на длине 150 мм.
• Крепление гидроцилиндров должно быть прочным и жестким (за исключением
специальных случаев), а для сочленения штока (плунжера) с приводом
рекомендуется применять шарнирное соединение.
• Величину рабочего хода штока (плунжера) гидроцилиндра следует выбирать
несколько большей по сравнению с величиной максимального хода ведомого
механизма во избежание возможных ударов поршня о крышку.
• Не допускается нагружать шток в крайних положениях дополнительной силой,
превышающей номинальную.
• При возникновении в крайних положениях штока динамических нагрузок,
превышающих максимально допустимые, в гидросистеме необходимо предусмотреть
устройства для торможения и демпфирования поршня.
• Должен быть обеспечен удобный доступ к гидроцилиндру для текущего
обслуживания и наблюдения за его работой.
Внутренние диаметры трубопроводов
Для подключения гидроцилиндра к гидравлической системе внутрение диаметры трубопроводов должны быть приняты из условия обеспечения необходимого времени срабатывания на основе расчетных или опытных данных. Для уменьшения сопротивления потоку необходимо избегать большого числа изгибов и применять трубопроводы малой длины. Трубы перед монтажом должны быть тщательно очищены от загрязнений.
При работе в запыленных условиях шток (плунжер) гидроцилиндра следует защищать от попадания пыли и грязи, что предотвратит преждевременный выход из строя уплотнений.
После установки гидроцилиндра шарнирные подшипники нужно смазать универсальной среднеплавкой смазкой УС-1 ГОСТ 1033 или другими аналогами до ее появления в зазорах подшипников.
После монтажа гидроцилиндра и подключения его к гидравлической системе нужно обязательно удалить воздух из гидроцилиндра и гидросистемы.
Проверка работы гидроцилиндра состоит из перемещения штока (плунжера) в режиме рабочего хода и возврата вхолостую и под нагрузкой. Шток (плунжер) должен передвигаться плавно, без вибраций и заеданий.
В течение первых 8 часов работы давление в гидроцилиндрах нe должно превышать 50% номинального значения.
Техническое обслуживание гидроцилиндра
Техническое обслуживание гидроцилиндров заключается в своевременной замене уплотнений при появлении утечек.
При быстром выходе уплотнений из строя следует найти и устранить причины их повышенного износа. Такими причинами могут быть: попадание загрязнений в полость цилиндра; работа на загрязненной рабочей жидкости; появление коррозии на штоке и гильзе (при длительных остановках гидропривода); наличие царапин и за¬зубрин на штоке и гильзе.
Правила замены уплотнений следующие: перед установкой уплотнительных элементов очистить всю систему от загрязнений; уплотнения не должны проходить над острыми кромками, выступами штока, резьбой, посадочными канавками и т.п. (эти места перед монтажом уплотнений должны быть закрыты в соответствии с рекомендациями по монтажу уплотнений); уплотнения и детали уплотнительного узла должны быть смазаны, отсутствие смазки или недостаточная смазка уплотнений и прилегающих к ним деталей перед сборкой могут,' несмотря на хорошие монтажные условия и предосторожность, вызвать повреждение уплотнений; для монтажа уплотнений необходимо использовать специальный инструмент, изготовленный из пластмассового прямоугольного профиля с хорошо закругленными кромками и оправками в соответствии с существующими рекомендациями.
Особенности оотладки гидроцилиндров
При отладке гидроцилиндров запрещается:
– производить
работы на цилиндрах, находящихся под давлением;
– включать гидропривод со слабо закрепленным или незакрепленным цилиндром;
– подтягивать штуцера, крепежные детали во время работы цилиндра;
– устанавливать детали с дефектами, влияющими на прочность конструкции;
– устанавливать цилиндр без технического паспорта, подтверждающего его годность
к эксплуатации.
Движение штока (плунжера) гидроцилиндра рывками указывает на недостаточный размер или засорение подводящих труб, падение давления в гидросистеме, неправильно выбранный размер гидроцилиндра, нарушение правил монтажа цилиндра или нарушение состояния трущихся поверхностей штока и гильзы.
При отказе в работе гидроцилиндра нужно проверить правильность сборки и установки уплотнений поршня и штока, а также состояние деталей.
Характерные неисправности в работе гидроцилиндров
Наиболее характерные неисправности в работе гидроцилиндров, причины их возникновения и способы устранения приведены в таблице 1.
Важным
моментом является правильный выбор рабочей жидкости для гидроцилиндров.
Основными исходными параметрами, определяющими выбор типа рабочей жидкости,
являются:
– диапазон температур окружающей среды и характер изменения температур в этом
диапазоне;
– максимально возможная температура в установившемся режиме работы;
– давление рабочей жидкости в гидроприводе;
– допустимая длительность эксплуатации гидравлической системы без замены масла;
– допустимая в процессе эксплуатации загрязненность рабочей жидкости (с учетом
требований к элементам гидропривода, возможных источников загрязненности и
тонкости фильтрации);
– трудоемкость замены масла;
– характеристики применяемых материалов, в частности, материалов уплотнительных
устройств;
– стоимость рабочей жидкости.
При выборе рабочей жидкости необходимо также учитывать следующие особенности рабочих жидкостей и их влияние на работоспособность гидроприводов.
Для обеспечения герметичности и заданного ресурса гидросистем, эксплуатирующихся при положительных температурах, целесообразно применять минеральные масла с кинематической вязкостью 20-40 сСт при давлениях до 70 кг/см2 и 60-100 сСт при давлениях 70—200 кг/см2.
Практически длительная работа с относительно высоким КПД может быть обеспечена при кинематической вязкости не менее 20-25 сСт. В станках, горных машинах, прессах широко применяются масла высокой степени очистки: АУ, турбинные 22 и 30, индустриальные (ГОСТ 20799). Недостатком масел по ГОСТ 20799 является склонность их к окислению и выделению смол.
Нормальная эксплуатация гидросистем возможна при кинематической вязкости рабочей жидкости не более 1500 сСт. Хотя запуск гидросистем возможен при кинематической вязкости 3000-5000 сСт, для гидросистем немедленной готовности кинематическая вязкость не должна превышать 2000 сСт.
Длительная стабильность характеристик минеральных масел может быть обеспечена при температурах, не превышающих 70° С. Работа при более высоких температурах приводит к резкому снижению срока службы рабочих жидкостей. При высоких температурах (до 200 O С) целесообразно применять кремнийорганические жидкости (например, 7-50С-3). При этом необходимо учитывать, что эти жидкости имеют высокую текучесть, низкие смазывающие свойства. В них растворяются пластификаторы синтетических каучуков. В связи с этим особое внимание следует уделить выбору конструкции и материалов уплотнений и трущихся пар.
Таблица 1. Наиболее характерные неисправности в работе гидроцилиндров, причины их возникновения и способы устранения
Наименование |
Вероятные причины |
Способ устранения |
Отсутствие рабочего давления в поршневой полости. |
Изношены или разрушены уплотнения поршня. |
Заменить уплотнения. |
Потеки масла по штоку. |
Изношены или разрушены уплотнения поршня. |
Заменить уплотнения. |
Нагрев штока и его направляющих, неравномерное с вибрациями движение штока, защемление штока. |
Большие боковые нагрузки, ослаблено крепление гидроцилиндра. |
Обеспечить соосность приводимого механизма и штока; проверить крепление и при необходимости восстановить его надежность. |
Неравномерное, с рывками перемещение штока, повышенные шум и вибрации. |
Воздух попал в полости гидроцилиндра. |
Удалить воздух из полостей, устранить возможность подсоса воздуха в соединениях трубопроводов и уплотнении штока. |
Насос засасывает и нагнетает в гидросистему воздух. |
Нарушение герметичности всасывающего
трубопровода -проверить и обеспечить герметичность трубопровода, заменить
уплотнения. |
|
Неравномерная подача насоса: кавитация во всасывающей полости насоса (неполное заполнение рабочего объема насоса): непроходимость всасывающего отверстия, неисправность всасывающего клапана, засорение всасывающей трубы или всасывающего фильтра; заужен или погнут всасывающий трубопровод; высота всасывающего отверстия насоса относительно уровня жидкости в баке превышает допустимую; частота вращения насосов превышает допустимую; вязкость рабочей жидкости превышает допустимую. |
|
|
Выход из строя подпиточного насоса или избыточного давления в баке. Износ насоса и изменение его производительности при изменении нагрузки |
Заменить насос. |
|
Погнут шток г/цилиндра. Повреждены стенки гидроцилиндра. Повреждены или перекошены уплотнения поршня и штока, установлены уплотнения, не соответствующие штатным. |
|
Технические требования к рабочей жидкости гидросистем и рекомендуемые рабочие жидкости и их параметры
Технические требования к рабочей жидкости гидросистем представлены в таблице 2.
Рекомендуемые рабочие жидкости и их параметры для гидропривода строительно-дорожных машин, коммунальной и сельскохозяйственной техники приведены в таблице 3.
Таблица 2. Технические требования к рабочей жидкости гидросистем
Наименование параметров |
Значение |
Класс чистоты по ГОСТ 17216 |
12 |
Кинематическая вязкость, мм2/с (сСт) |
|
Тонкость фильтрации (номинальная), мкм |
25 |
Температура эксплуатации, град С |
|
Таблица 3. Рекомендуемые рабочие жидкости и их параметры для гидропривода строительно-дорожных машин, коммунальной и сельскохозяйственной техники
Марка масла |
Обозначение по ГОСТ 17479.3 и 17479.4 |
Фирма |
ISO класс вязкости |
||
VG 22 |
VG46 |
||||
Группа по DIN 51524 |
|||||
HLP |
HVLP |
HLP |
|||
«Зимние сорта» |
МГ-15-В (с) |
SHELL |
Shell |
||
МГЕ-10А по ТУ 38 101572-75 |
МГ-15-В |
MOBIL |
Mobil |
||
BP |
Energol |
||||
Заменители |
МГ-15.Б |
ESSO |
|
||
АУП по ТУ 38 1011258-89 |
МГ-22-Б |
CASTROL |
HYSTIN |
||
SAE |
SAE 5W |
||||
«Летние сорта» |
МГ-46-В |
SHELL |
Shell Tellus |
Shell Tellus |
|
MOBIL |
Mobil |
Mobil |
|||
VG 22 |
VG46 |
||||
Группа по DIN 51524 |
|||||
HLP |
HVLP |
HLP |
|||
Заменитель |
МГ-46-Б |
BP |
Bartran |
Energol |
|
И-30 по ГОСТ 20799 |
И-Г-А-46 |
ESSO |
UNIVIS N 46 |
NUTO H 46 |
|
CASTROL |
HYSTIN |
HYSTIN |
|||
SAE |
SAE 10W 30 |
* - только для районов особо холодного климата
Рабочие жидкости при длительной работе в условиях высоких давлений и температур изменяют свои физико-химические свойства, поэтому их необходимо периодически заменять. Увеличить срок службы рабочих жидкостей можно при применении масел с присадками, обеспечении теплового режима с максимальной температурой масла не более 60–70O С, защите системы от попадания извне загрязнений и воды, а также надлежащей фильтрацией масла.
Контроль за состоянием масла. Загрязненность рабочих жидкостей
Контроль за состоянием масла в процессе эксплуатации осуществляется по изменению следующих основных параметров: стабильности кислотного числа, вязкости и уровня загрязненности.
• Загрязненность
рабочей жидкости.
Под частицами загрязнения понимают все посторонние частицы, включая
смолообразование, органические частицы, колонии бактерий и продукты их
жизнедеятельности. Размер этих частиц, кроме волокон, принимается по
наибольшему измерению. Волокнами считаются частицы толщиной не более 30 мкм при
отношении длины к толщине не менее 10:1.
• Степень загрязненности рабочих жидкостей может быть оценена весовым способом
по ГОСТ 6370, в соответствии с которым содержание в жидкости механических
примесей до 0,005% включительно оценивается как отсутствие их. Однако весовая
концентрация лишь косвенно характеризует опасность загрязнений для работы
гидросистемы, так как при одной и той же весовой концентрации характер
загрязнений (размеры и количество) могут быть различными.
Более точной является оценка степени загрязненности по ГОСТ 17216, которым
установлено 17 классов отличающихся друг от друга по количеству и размерам
находящихся в жидкости частиц загрязнения.
Жидкости классов 0—2 целесообразно использовать для прецизионных приборов,
особо точных лабораторных и контрольных работ, классов 3—12 — для испытательных
и промывочных стендов, ответственных систем (гидросистемы самолетов,
прецизионные станки и т. д.), классов 13-17— для гидросистем грубого силового
оборудования в общем машиностроении.
По ГОСТ 17216 наличие в жидкостях частиц размером более 200 мкм (не считая
волокон) не допускается.
• Контроль размеров и количества частиц загрязнений.
Контроль размеров и количества частиц загрязнений (по гранулометрическому
составу) основан на визуальном подсчете частиц, находящихся в пробе жидкости,
либо с помощью микроскопа с пятидесятикратным увеличением, либо по
микрофотографии пробы. Недостатком этих методов является их длительность (после
отстоя пробы в течение суток подсчет частиц длится 2—3 ч). Применение
фотоэлектронных приборов позволяет автоматизировать этот процесс.
В современных гидросистемах, агрегаты которых имеют малые зазоры в подвижных
соединениях, наличие в жидкости примесей, соизмеримых с величинами зазоров,
может привести не только к снижению ресурса, но и к выходу из строя системы
из-за существенного повышения трения или заклинивания трущихся пар. Для очистки
от примесей, содержащихся в самой жидкости или попадающих в нее в виде
продуктов износа, коррозии и разложения материалов гидропривода, применяется
фильтрация.
Фильтрация осуществляется при протекании жидкости через поры фильтрующего
материала, размер которых определяет тонкость фильтрации. Фильтрующие элементы
делятся на поверхностные (сетчатые, проволочные, бумажные, тканевые) и объемные
(пластинчатые, войлочные, фетровые, многослойные сетчатые и тканевые,
пластмассовые, металлокерамические и др.).
Тонкость фильтрации оценивается по наименьшему размеру частиц, задерживаемых
фильтром.
В процессе эксплуатации необходимо сливать скопившиеся загрязнения из корпуса
фильтра, промывать сетчатые или заменять загрязненные бумажные фильтроэлементы.
Автор статьи: Тимошкин С.И